Cтроительство, ремонт, строительные компании

28.02 Электросталеплавильный способ  >>

28.02 Мартеновский способ изготовления стали  >>

28.02 Кислородно-конвертерный способ производства стали  >>

 







Строительные статьи и публикации




Технические параметры пильных цепей. Как точить, ухаживать и обслуживать пильные цепи. (7 Марта 2010)
Строительное оборудование


Появление первых пил на бензиновом двигателе приходится на начало ХХ века. Первые образцы были весьма малоэффективны, потому как цепи на таких пилах обладали прямыми и плоскими зубьями, подобно тем, что встречаются на современных ножовках. Такие пилы очень быстро тупились, а обслуживание их было связано с большой трудоемкостью. К примеру, заточка пилы требовала точных знаний, какие именно зубья на полотне являются режущими, какие скалывающими, а какие подрезающие. Дело в том, что все эти типы зубьев должны были иметь различные режущие углы, а так же по-разному ориентировались относительно направления движения цепи.

Неоднократные попытки модернизации такой цепи долгое время не давали серьезных результатов. Однако, в 1947 году Джозеф Кокс разработал новую цепь, которая впоследствии была реализована в металле. Новая цепь предназначалась для универсального пиления, и имела контурный угол резания Г-образной формы. Ее повышенная производительность, а так же простота заточки очень быстро помогли пиле вытеснить с рынка своих предшественников. Режущие звенья такой формы применяются и поныне.

Пильные цепи и их технические параметры 
Существует ряд характеристик, которые являются определяющими в выборе цепи для мотопилы. Прежде всего, при покупке следует обращать внимание на назначение цепи, шаг ее звеньев, толщину ведущего звена. Интерес так же представляют глубина резания и высота самого профиля.
Как известно, распиливать древесину вдоль волокон значительно сложнее, чем поперечная распиловка. Поэтому хороших результатов в этом трудоемком процессе можно добиться лишь применением цепи, специально ориентированные на исполнение этой задачи.
Главное, чем отличаются цепи поперечного и продольного типа распила – угол атаки режущих звеньев. Для цепи продольного пиления будут характерны звенья с углом атаки в 5-15 градусов, в то время как поперечные пилы могут иметь угол от 25 до 35 градусов.
Если же цепь применяется не по назначению, то это может привести либо к снижению производительности (если продольная цепь применяется для поперечной распиловки), либо к дополнительной нагрузке на двигатель и сильной вибрации инструмента. Тем не менее, многие пользователи не привыкли тратить время на замену цепи, продолжая работать той же цепью. Нередко это происходит и из-за пониженных требований к качеству пропила. Именно этим объясняется невысокий спрос на цепи продольного пиления, хотя и уровень производства этой разновидности цепей ниже. Если же предполагается использование станков типа мини-пилорам, нацеленных исключительно на продольное распиливание, то такие цепи становятся весьма актуальны, но вот приобрести их весьма непросто. От шага цепи зависит размер составляющих ее звеньев. Более крупные звенья используются на цепях с большим шагом, что повышает производительность такой цепи.

Под шагом цепи понимается половина расстояния, разделяющего три последовательно расположенных заклепки. Данный параметр является определяющим, а его значение позволяет разделить все многообразие цепей на пять групп. В итоге разделяют цепи с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.
Шаг 1/4″ (6,35 мм) характерен для миниатюрных цепочек, которые используются на одноручных пилах малой мощности. В России пилы такого типа практически не встречаются.
Наиболее распространенными вариантами пил являются инструменты с цепями, обладающими шагом в 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм). Таким типом цепей комплектуется порядка 80% мировой продукции мотопил.

Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) встречаются у цепей с самыми крупными звеньями. Производительность таких инструментов, как правило, значительно выше. На протяжении многих лет такие цепи устанавливались на отечественные пилы, но с недавнего времени цепи такого размера встречаются только на валочных пилах высокой мощности и харвестерном оборудовании.
Измерение шага цепи традиционно производится в дюймах. Для его обозначения используют три цифры обычного формата, а две другие – десятичные дроби. Таким образом удается избежать путаницы. Например, если перевести значение 3/8″ в десятичную дробь, то получится 0,375″, что всего на одну цифру отличается от цепи предыдущего шага (0,325″).
Как уже отмечалось, производительность цепи возрастает в зависимости от шага цепи и размера ее звеньев. Однако, более крупная цепь создает и более широкий пропил, а сопротивление резанию при этом возрастает. Это означает, что справиться с такой крупной цепью сможет только достаточно мощная пила. У пил с небольшим шагом имеются другие преимущества. Уступая в производительности, такие пилы имеют на единицу длины несколько большее число зубьев, а значит движется плавне, а вибрация при работу ощутимо снижается. Кроме того, рез такой пилы получается намного чище.

Ведущее звено цепи называется хвостовиком. Его толщина является вторым по значимости параметром цепи. В процессе пиления цепь скользит в пазу шины, и это движение должно быть плавным. Цепь не должна ни за что зацепляться, но в то же время и болтаться она не должна. Другими словами, хвостовик должен строго соответствовать пазу по толщине. Чем более точное это соответствие, тем выше надежность посадки цепи и ниже риск «скоса». Международное сообщество производителей разработало пять стандартов размеров, которые для удобства пользователей могут быть обозначены как в дюймах, так и в миллиметрах: 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и 2,0 мм (0,080″).
1,1 мм – самые тонкие хвостовики, применяемые на пилах самого миниатюрного размера.
1,3 мм – данный размер ведущего звена весьма популярен и является, вероятно, самым востребованным. Цепи с таким хвостовиком устанавливаются на подавляющее большинство бытовых и полупрофессиональных пил. 
1,5 мм – второе место по популярности. Цепями с таким ведущим звеном снабжаются пилы большей мощности и производительности.
1,6 мм и 2,0 мм – цепи с таким крупным хвостовиком можно встретить лишь на высокопрофессиональных пилах.

Не менее важным параметром является высота профиля цепи. Все многообразие цепей разделяют на высокопрофильные и низкопрофильные, что определяется высотой режущей кромки, поднимающейся над плоскостью направляющей шины. Цепи с высоким профилем встречаются, чаще всего, на пилах профессионального уровня, так как обладают максимальной производительностью. Вторая группа – цепи низкого профиля, более распространена на пилах любительского уровня. Этому есть свое объяснение – площадь опоры у режущих звеньев такой цепи значительно увеличивается, а срезаемая стружка уменьшается в толщине, что является более безопасным для работника.

Под глубиной резания понимают ту величину зазора, которая образуется между ограничителем пропила и верхней гранью зуба. От глубины резания зависит толщина стружки. Наиболее распространенными являются цепи, имеющие зазор в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), чуть реже встречаются образцы с глубиной резания до 0,070″ (1,778 мм), правда, такие цепи характерны для агрегатов машинного лесоповала.
Помимо всего прочего, глубина резания оказывает серьезное влияние на производительность цепи, а так же скорость ее пиления. Производительность возрастает пропорционально зазору пилы – чем он больше, тем производительнее будет пила. Тем не менее, не стоит забывать о том, что с ростом зазора возрастает еще и вибрация пилы. Таким образом, гонясь за высокими показателями производительности, можно получить пилу, движущуюся жестче, часто «дергающуюся». Имея в виду такие особенности работы, производители пил стремятся устанавливать на цепи с большим шагом резцы, глубина резания которых минимальна. Не редки и обратные примеры.

Следующий параметр, важный при выборе цепи – объем двигателя пилы. На первый взгляд, данная характеристика не имеет никакого отношения к самой цепи. Тем не менее, зависимость между этими показателями есть. Не случайно, многие каталоги, предлагающие цепи, указывают, на цепи с каким объемом двигателя те рассчитаны. Так, если установить цепь на двигатель, значительно превышающий по мощности рекомендуемое для цепи значение, будет подвергаться значительным нагрузкам. Это означает, что износ цепи будет происходить быстрее, чем отпущен ей производителем. 

Составные элементы цепи
В любой пильной цепи содержатся звенья трех типов: хвостовики (ведущие звенья), режущие, а так же соединительные. За прочность соединения звеньев цепи отвечают заклепки. 
Наиболее сложной деталью пильной цепи считается режущее звено. Фактически, оно содержит в себе две разные части: ограничитель глубины, а так же сам режущий элемент, обладающий контурным углом Г-образного вида.
У такого звена верхняя режущая грань всегда превосходит по ширине саму цепь и ее шину, вследствие чего пропил получается довольно свободным, а сопротивление пилению значительно снижается. Принцип работы зубца сродни рубанку – чем дальше верхняя режущая кромка расположена относительно плоскости, тем толще получается стружка.
Для определения рабочих характеристик режущего звена используется множество всяких факторов, в числе которых угол заточки верхней грани, а так же ее рабочий, режущий угол, угол атаки (угол боковой грани) и глубина резания. Затачивая пилу важно крайне точно придерживаться значений всех этих параметров, ведь даже незначительное отклонение от определенного уровня может стать причиной нарушения качества работы.
Все режущие зубья можно разделить на правосторонние и левосторонние, а на цепи они размещаются по очереди. Тем не менее, основная классификация резцов осуществляется по их профилю. Если внимательно присмотреться к «фигурам», которые образуются боковыми и верхними гранями резцов, то выделяются два «граничных» варианта – это «семерка», с характерным для нее острым углом между кромками, а так же более округлый «серп». Первый вариант резца именуется чизель (происходит от английского слова chisel – резец, долото), в то время как название второго – чиппер (to chip – рубить в щепки).
Для чизельных зубцов характерна высокая производительность и скорость работы. Их конфигурация предполагает меньшую площадь контакта с деревом во время работы, а это значит что сопротивление резанию так же снижается. Этот вариант является профессиональным, правда, не следует забывать о его высокой чувствительности к абразивной среде. При работе с плохо очищенной древесиной такая цепь быстро тупится, а ее заточка требует особой тщательности и точного соблюдения всех углов и параметров.
Что касается серпообразного чиппера, то он является менее эффективным ввиду своей большей площади контакта с древесиной. Однако, уход за профилем такого типа становится значительно проще. В частности, скругленному углу не так страшны незначительные погрешности при заточке. Такими звеньями удобно работать по плохо очищенной древесине.
Существуют и иные варианты профилей, но все они являются всего лишь разновидностями двух перечисленных.
Верхняя и боковая грани режущего звена, как правило, покрыта тонкой пленкой твердого металла. Наиболее распространено хромовое покрытие, но встречаются и цепи, звенья которых имеют покрытие из никель-фосфорного сплава. Покрытие наносится гальваническим методом и призвано повысить антифрикционные характеристики элемента. Кроме того, с покрытием деталь приобретает повышенную износоустойчивость и твердость. Фактически, именно покрытие выполняет работу по перерубанию волокон древесины, в то время как стальная «сердцевина» играет роль подложки или основы под покрытие.
Движение цепи обеспечивается ведущими звеньями (хвостовиками), которые передают вращение от двигателя посредством ведущей звездочки. Кроме того, эти звенья обеспечивают стабильное положение цепи относительно пильной шины. При этом для передвижения цепи предусмотрен специальный паз, имеющийся в направляющей шине. Помимо всего прочего, ведущее звено осуществляет функцию по распределению смазки по всей шине и цепи. Сама же смазка подается масляным насосом на ведущую звездочку. Важным фактом является то, что в зависимости от количества хвостовиков складывается обозначение длины цепи и ее соответствие определенной длине пильной шины. Это является весьма удобным моментом в выборе цепи по типоразмеру.

Задача соединительных же звеньев сводится к тому, чтобы объединять в единую пильную цепь режущие и ведущие элементы.

Усовершенствования технологии
В течении всего последнего периода каких-либо серьезных усовершенствований в концепции режущего звена, разработанной Джозефом Коксом, не отмечалось. Безусловно, попытки ее модернизации предпринимались неоднократно, однако, все усилия были направлены либо на оптимизацию системы смазки, либо на устранение сильных вибраций и отдачи.

Смазочная система. Важным фактором в работе пилы является смазка цепи и шины. В конструкциях цепных пил предусмотрен насос, установленный для подачи масла из бака на режущую систему посредством специальных отверстий. Последующее распределение масла производится уже самой цепью. Так, проходя звездочку, ведущие звенья цепи зацепляют часть смазки, после чего растаскивают ее по всей цеп и шине. Именно поэтому нижняя часть хвостовиков выполнена в виде крюка, которым им удобно зацеплять больший объем смазочного материала и не теряли по дороге. Чтобы хвостовики могли удерживать большее количество смазки, в них высверливаются специальные отверстия или каналы. Распространены случаи, когда в распределении смазочного материала участвуют и соединительные элементы. Для этого их приспосабливают, создавая специальные углубления.
При обильной смазке трение и нагрев существенно снижаются, что не только продлевает срок эксплуатации каждого из элементов цепи, но и сама цепь не так сильно растягивается. Таким образом, постоянный контроль качества смазки цепной пилы весьма важен для каждого пользователя. Осуществлять такой контроль не сложно. Если масло подается на цепь в достаточном количестве, то при разгоне цепи слетающие с нее микроскопические капли масла должны оставлять легко различимый масляный след. Если такой след не появляется, это может стать тревожным сигналом и поводом немедленно смазать инструмент. Следует проверить наличие масла в баке, а заодно убедиться, что паз шины очищен от загрязнений, а подающий масло насос отрегулирован надлежащим образом. Важно не упускать из виду так же и тот факт, что несмотря на возможность установки на современные бензопилы самых разнообразных цепей и шин, способность насоса справляться со смазкой слишком длинных цепей вовсе не гарантирована. Поэтому прежде, чем запускать новую гарнитуру, проверьте, справиться ли с ее «обработкой» масляный насос.
Чтобы улучшить процесс смазки, многие российские производители предлагают использовать специальные масла. Такие смазочные материалы изготавливаются на растительной основе, в частности, на основе рапса, однако в составе есть и полимерные добавки, которые нейтрализуют сами себя в течении двух часов, что является безопасным для почвы или растений. Кроме того, смазывающие свойства такого масла превышают аналогичные показатели машинного масла более, чем на 30%. Они еще оказываются и гораздо более экономичными – расход снижается почти на 25%.
Вибрация и отдача инструмента. Вибрация инструмента может нанести серьезный вред здоровью работника, особенно если оказывает на него длительное воздействие. К примеру, у людей, занятых на профессиональной валке леса, может развиваться такая болезнь, как симптом Рейно, заключающийся в потере чувствительности кончиков пальцев, вызванный нарушенным кровоснабжением. Кроме того, руки начинают болезненно реагировать на изменения температуры.
В основном, производители инструментов стремятся снизить вредное воздействие вибрации посредством использования специально разработанных амортизирующих деталей. Как известно, вибрация возникает из-за постоянных столкновений режущих зубьев с древесиной. В тот момент, когда рабочая кромка резца ударяется о дерево, происходит его остановка, буквально на доли секунды. Вместе с тем, часть энергии от удара волнообразно передается через цепь ведущей звездочке, а оттуда и на руки пильщика. Кроме того, часть энергии передается направляющей шине, откуда так же сообщается оператору пилы. Таким образом, для снижения вибрации инструмента следует работать в направлении снижении силы удара звена о древесину.
Чтобы снизить тряску, некоторые конструкции используют скошенный ограничитель пропила, что позволяет цепи двигаться мягче, а дерево при этом соскальзывает с зубьев более плавно. Другим средством, служащим этой же цели, являются специальные выступы, устанавливаемые на ведущих и соединительных звеньях и играющие роль амортизаторов.

Не менее эффективно и применение режущих звеньев со скошенной или завышенной пяткой. В момент удара такая конструкция проседает, что не только снижает силу удара звена по шине, но и замедляет этот процесс. Таким образом, удается достичь не только снижения вибрации, но и продлить срок эксплуатации шины и цепи.
Использование этих элементов способствует и защите оператора от обратного удара, под которым понимается касание движущейся цепью или носком шины какой-либо твердой поверхности. Носком шины обычно понимается тот ее участок, который располагается между 12 и 3 часами, если проводить сравнение с циферблатом. От обратного удара пила резко отскакивает, что является весьма травмоопасным. Для минимизации этого эффекта так же хорошо подходят амортизационные выступы и скошенный ограничитель.



Порядок звеньев в цепи
Классификация пильных цепей осуществляется по их габаритам, особенностям конструкции, а так же порядку следования звеньев. Он может быть как стандартным, так и с пропусками или полупропусками. В случае стандартного порядка на один резец приходится два хвостовика. Если порядок звеньев имеет пропуски, то вместо каждого второго режущего звена устанавливается соединительный элемент. Наконец, если цепь соединена методом полупропуска, то соединительное звено устанавливается лишь на место каждого третьего режущего звена.
Несмотря на периодическое использование, в магазинах практически не продаются цепи с нестандартным чередованием звеньев – цепи с пропусками придется клепать самостоятельно. Завышение расстояния между резцами сокращает их количество в цепи, а, следовательно, снижает ее себестоимость. Тем не менее, это приведет к повышению вибрации инструмента, а так же потере в производительности и скорости пиления.

Обслуживание и уход за пильными цепями
Вся пильная гарнитура, включая цепь, шину и ведущую звездочку, относится к расходным материалам, поэтому одним из основных вопросов, которые интересует потребителя – как долго все это прослужит? Тем не менее, точно ответить на этот вопрос нельзя – срок эксплуатации определяется большим числом факторов, среди которых есть и характер работ, и степень ухода за этими элементами и многое другое. Использование гарнитуры для работы с загрязненным или плохо очищенным материалом приведет к значительному снижению срока службы. Важно так же аккуратно обращаться с инструментом во время работы. Нежелательно попадание земли на цепь инструмента, так как это серьезно повредит качеству заточки. Песок, являющийся абразивом по своей сути, при высокой скорости движения пилы, просто снесет заточку в кратчайшие сроки. Если же в старом бревне, заготовленном на дрова, случайно попадется гвоздь, то это может стать причиной гибели даже новой цепи без возможности ее восстановления. Кроме того, все эти моменты несут опасность и самому оператору, рискуя нанести ему травму.
Если же смазка всех зубцов будет производиться качественно и своевременно, а сами зубцы будут затачиваться аккуратно и должным образом, то одна шина сможет проработать столько же, сколько и одна ведущая звездочка и 3-4 цепи. Причем использование цепей должно быть поочередным, меняя их поочередно по кругу, каждый раз меняя цепь на последующую. Таким образом удастся добиться равномерного износа звездочки. Если же цепь поставить только одну, оставив все остальные «на потом», то к моменту их установки, новенькие цепи будут вынуждены работать с уже основательно изношенной звездочкой, от чего будут возникать «проскальзывания». В итоге, возрастет износ не только самой звездочки, но и ускоренный износ новых цепей, подверженных большому числу динамических ударов при движении. Причиной такому росту износа станет то, что ведущая звездочка будет изношена по конфигурации хвостовиков самой первой цепи.
Специалисты рекомендуют всегда производить обкатку новой цепи. Первым шагом в этой череде операций является многочасовое замачивание цепи в масле. Делается это для того, чтобы смазка затекла во все, даже самые мелкие щели и надежно все «пропитать». Затем следует установить цепь на шину и прогнать ее на холостых оборотов. Прогонка не должна быть слишком долгой. Когда двигатель остановлен, следует проверить, насколько качественно натянута цепь. Если провис оказывается слишком сильным, цепь следует подтянуть, предварительно охладив. Сделав это, остается финальный этап проверки – предстоит сделать несколько пропилов, оказывая минимальное воздействие на шину. После этого натяжение цепи перепроверяется, и если оно оказывается удовлетворительным, то пилу можно использовать в работе.
К натяжке цепи следует подходить с особой тщательностью. Если натянуть ее недостаточно сильно, болтающаяся цепь может соскочить с шины или и вовсе лопнуть. В то же время, слишком сильно натянутая цепь приведет к чрезмерным нагрузкам на двигатель и быстро износится. Вместе с тем, практически у всех пил натяжка цепи служит средством укрепления шины. Чтобы проверить, насколько хорошо натянута цепь, следует потянуть цепь за зубец в трех местах: в верхней части шины, в середине, а затем ближе к ее кончику. Если цепь натянута правильно, то в пазу шины остается примерно треть хвостовика. В случае, когда в пазу остается большая часть, цепь оказывается перетянутой, а если меньше – натянута слишком слабо. Вместе с тем, следует убедиться, что сама цепь свободно перемещается рукой.

Смазка. 
О том, что пилу необходимо тщательно смазывать, уже неоднократно упоминалось. Даже если Ваша пила и цепь обладают различными системами, улучшающими качество смазки, не стоит пренебрегать простым замачиванием цепи в смазочном веществе. Это позволит снизить износ, вызываемый трением, а так же повысить срок службы инструмента.
При заточке цепи очень важно придерживаться двух основных правил. Первое заключается в том, что важно уделять пристальное внимание остроте углов режущего звена, а так же высоте ограничителя пропила и тому, чтобы эти параметры соответствовали изначально установленным производителем. Во-вторых, контроль идентичности габаритов всех резцов в цепи должен осуществляться жестко и четко.
Несоблюдение этих правил может иметь множество негативных последствий. К примеру, если углы на всех режущих элементах будут иметь неправильную форму, то велик риск падения производительности, а так же может возрасти вибрация и нагрузка на двигатель. Если же углы заточки различаются между собой, то неравномерная нагрузка станет причиной усиления вибрации, а так же возрастет вероятность разрыва цепи. Как бы то ни было, но цепь выйдет из строя значительно раньше, чем могла бы.
Чтобы избежать таких неприятностей, все зубья цепи должны иметь равномерную одинаковую заточку, под одними и теми же углами, заданными производителем. На заводе параметры этих углов выясняются опытным путем. Если заточка осуществляется правильно, то цепь прослужит эффективно и долго. Сегодня существуют специальные приспособления, которые превосходно справляются с заточкой звеньев цепи, облегчая этот процесс. Использование таких средств позволяет точно выдерживать необходимые параметры, не прибегая к помощи точных измерительных приборов. 
Другим важным моментом в уходе за цепью является контроль появления малейших трещин, потертостей или следов удара на цепи. Если пропустить такие дефекты, они могут послужить причиной разрыва цепи. Обрыв цепи опасен тем, что порвавшись, она на большой скорости летит под ноги оператора. Конечно, большинство современных пил оборудуется специальным защитным приспособлением – цепеуловителем, выполненным в виде специального выступа. Тем не менее, дополнительное внимание лишним не будет.
Пользователи пил не должны забывать, что покупая новую цепь, упакованную в заводскую упаковку, они приобретают лишь штампованную заготовку. Если ее подточить, то производительность пилы может возрасти почти на 25%. Кроме того, новые цепи обладают высотой ограничителя пропила автоматически установлена на минимум, что характерно для условий работ в суровых зимних условиях. Если же работы будут проводиться в более мягких климатических условиях и пилить придется не мерзлую твердую древесину, а более мягкие породы, то ограничитель имеет смысл поправить. Чтобы сделать это правильно, можно использовать специальный шаблон. 

Инструменты, используемые для уходя за цепями
Для заточки пильных цепей используются напильники, которые следует подбирать для каждой цепи индивидуально. Ориентиром в данном случае является шаг цепи.

Различают два вида напильников, используемых для заточки цепей: круглые и плоские. Круглыми напильниками производят непосредственную правку режущих углов боковых и верхних граней. Плоскими же напильниками пользуются в тех случаях. Когда требуется подправить ограничитель пропила.
Подбор напильников производится индивидуально, исходя из параметров цепи с ориентацией на ее шаг. Так, цепи с низким профилем и наиболее часто встречающимся шагом 3/8″ обрабатывают при помощи напильника с диаметром не более 4 мм. В процессе подтачивания звена весьма важно следить за тем, чтобы над режущей кромкой выступала примерно 1/5 часть напильника.
Нередко можно встретить круглые напильники, оборудованные «державками», «файлами», «калибрами» или «оправками». Под всеми перечисленными дополнениями понимаются тонкие металлические пластины, на которых выгравированы прямые линии. Они помогают отслеживать нужные углы. В итоге, оператору остается лишь следить ща тем, чтобы положение шины оставалось параллельным нужной полоске. Есть и еще пара требований, обязательных для исполнения. Прежде всего, инструмент следует двигать только в одном направлении, проводя по каждому зубцу одинаковое количество раз. Только так удастся добиться равномерного стачивания цепи.
Ограничитель пропила следует подтачивать на каждые 2-3 заточки зуба. Это делается для того, чтобы поддерживать на неизменном уровне разницу по высоте между ограничителем и верхней режущей кромкой. Чтобы контролировать эту операцию предусмотрен специальный калибр, представляющий собой пластинку с прорезью, выполненную из металла. Эту пластинку как бы одевают на режущий зубец, после чего торчащий из прорези ограничитель стачивают плоским напильником. Чтобы не перестараться, на зубьях и ограничителе нанесены отметки, показывающие уровни, до которых можно производить стачивание. Если длина верхней грани достигает одной из этих рисок, значит ресурс цепи выработан и ее следует заменить. Кстати, не стоит забывать, что и сами напильники не вечны – со временем они засаливаются и выходят из строя.
Нередко, производители предлагают приобрести так называемые заточные наборы, в которых объединены плоский и круглый напильники, а так же калибры, подходящие к тому или иному типу цепи. Иногда, в дополнение к этому, набор включает в себя какие-нибудь вспомогательные приспособления. К примеру, наборы компании Oregon комплектуются еще и очистителем для паза шины, представляющим собой металлический крючок, которым из паза извлекаются опилки.
Самые разнообразные напильники и элементы для них производят такие компании, как Bahco, Husqvarna, Oregon, Stihl и др.
Что касается калибров, то их можно приобрести и отдельно от напильников. К примеру, интересным устройством такого плана является разработка компании Stihl – «псевдоквадратная» пластинка, которая определяет шаг пильной цепи, а так же цепной звездочки, толщину хвостовиков и ширину паза направляющей шины.
Ассортимент компании Oregon представляет «направляющую пластинку», помогающую отслеживать углы во время ручной заточки. Этот кусок пластика крепится к шине пилы при помощи магнитов. На нем уже нанесены линии под необходимыми углами, так что остается только приложить способности.
Компания File-O-Plate Carlton является разработчиком специального «прибора» (File-O-Plate), который дает возможность осуществлять контроль над правильностью заточки углов и соблюдением высоты ограничителя пропила. Это устройство изготавливается из закаленной стали. Его применяют для профилактики обратного наклона, а так же серповидного края резца. Будучи установленным на пильную цепь, устройство позволяет определить даже самое маленькое отклонение от нормы и произвести их коррекцию при помощи напильника. Причем данное устройство поддерживает напильник, не давая ему сбиться с правильного направления, чем обеспечивается необходимый угол заточки для всех зубцов.
Не обязательно снимать цепь всякий раз, когда требуется подточить ее зубья. Однако надежно зафиксировать ее следует. Использование тяжелых тисков не всегда уместно, но зато всегда можно использовать струбцины. В ассортименте компаний Stihl и Oregon можно подобрать подходящие варианты без труда. Такие струбцины оборудованы острыми ножками, которые можно легко вбить в любой удобный пень.  

Струбцины
Ручные станки, предназначенные для заточки цепи пилы, прикрепляются напрямую к направляющей шине.
Назначение у заточных станков то же, что и у напильников, однако, ими чаще всего пользуются для заточки сильно изношенных цепей или когда объем таких работ весьма высок. Такие станки можно весьма часто встретить в мастерских по заточке пил или в сервис-центрах.
Ручные станки устанавливаются непосредственно на направляющую шину. В сущности, их основная задача сводится к обеспечению нужного направления для движений напильника. В каком то смысле, они выполняют ту же самую роль, что и калибры, тем не менее, точность таких станков значительно выше.
Существуют так же и электрические заточные станки, так же предназначенные для заточки сильно поврежденных цепей, с которыми обычный напильник не справится.
Для таких станков требуется оборудование рабочего места, однако их работа всегда безупречна. Например, заточной станок производства Oregon 32653A может работать с любыми цепями абсолютно любого производства. Единственным условием является установка точильного диска подходящего диаметра. Специальные шкалы на таких станках помогут установить диск и затачиваемую цепь под нужными углами. Подобные станки выпускаются во множестве модификаций. К примеру, станок Oregon 106540 обладает гидросистемой, которая обеспечивает автоматический зажим тисков. А для того, чтобы работать на станке 106360 потребуется источник воздуха, сжатого под давлением в 6–8 бар, правда, производительность такого станка существенно выше аналогов.
В ассортименте компании Stihl также встречается электрический станок, которым можно затачивать все виды цепей компании Stihl. Если дополнить этот станок различными аксессуарами, то он станет способен точить режущие системы самых разнообразных устройств, таких как кусторезы, мотокосы и другие.
Нечто подобное встречается и среди продукции компании Alpina.
Станки заклепочные и расклепочные. Случается, что одно или даже несколько звеньев в цепи непоправимо повреждаются, но все остальные вполне пригодны. Выбрасывать такую цепь нет смысла, а вот заменить испорченные элементы стоит. Помогут в этом деле заклепочные и расклепочные станки, а так же расходный материал из заклепок подходящего диаметра. Они могут применяться не только при проведении ремонта – случается, что пильные цепи продаются метрами. Если Вы намереваетесь заняться ремонтом пильной цепи, то такой станок будет просто незаменим в работе. 

 

Просмотров: 32102
 


  Вход в систему:

 
 
 Запомнить  
Забыли пароль?

Добавьте Вашу компанию в каталог

   Полезные ссылки
Поиск:





Строительный портал Stroy-firms.ru

Рейтинги!






Написать письмо

© 2007-2024 STROY-FIRMS.RU


Строительный портал «Строительная отрасль России»:    Каталог строительных компаний и поставщиков стройматериалов  Строительная доска объявлений  Новости строительства и строительного рынка  Тематические статьи и публикации  |  Библиотека строителя  |  Реклама на портале  |  Наши партнеры  |  Строительный справочный каталог  |  О проекте  |  Кронирование деревьев  |