Черное море «объединяет» вокруг себя множество стран, которые давно связывают исторические, культурные и экономические связи. Для поддержания этих связей в современных условиях необходима интеграция, а одним из ее условий становится строительство общей для всех стран дороги – своеобразного кольца, замыкающего Черное море. В конце 2010 года президент РФ Д.Медведев подписал закон «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Меморандум был подписан в 2007 году странами-участницами Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), которые признали, что существуют трудности в автомобильном сообщении и перевозках грузов. Поэтому просто необходимо скоординировать усилия по строительству дороги и реконструкции отдельных участков. Проект дороги еще не готов, так как для этого требуется ратификация Меморандума всеми странами, и приобретение большого количеств канцелярских товаров, тем не менее, все они согласны с тем, что трасса длиной около 7140 км жизненно важна. Отдельной проблемой в строительстве может стать позиция Грузии, через территорию которой (Батуми, Поти) будет проложена автотрасса. Натянутые политические отношения с Россией могут поставить Грузию в невыгодное положение – участники ОЧЭС будут оказывать на нее сильное давление. И, хотя, с экономической точки зрения проект выгоден для Грузии, которая сейчас развивает туризм, строя отели и дома отдыха, верх все же могут взять политические амбиции. Кроме того, важна не только сама кольцевая дорога, но и ее радиальные ответвления. Одно из них может связать Армению с Азербайджаном и Турцией, но дорога проходит через территорию Грузии– это одно из важных решений проблемы изолированности Армении и поэтому страны ОЧЭС готовы серьезно говорить с грузинскими властями о поиске компромисса с Россией. При строительстве, кроме бюджетных средств, которые будут выделяться странами ОЧЭС в зависимости от степени участия, планируется пользоваться и частными инвестициями, а также кредитами банков. |