Крупные злоупотребления и коррупция присутствовали до последнего времени в таком деле как госзаказ. Слишком лакомый кусок можно было отломить от бюджетных денег всех уровней –от федерального до муниципального причем хватало всем – и чиновникам и близких к ним бизнес-структур. Очистить госзаказ, например, нетканого материала от коррупционной составляющей был призван закон о госзакупках, который заработал с 1 января 2006 года. Основной идеей этого закона стало создание реальной конкурентной среды при проведении конкурсов. До принятия закона по оценкам экспертов доля честных конкурсов составляла лишь около 1%. Но и в этом случае заказчики всех уровней были разрознены, технические условия на закупки формулировались под конкретного производителя, короче говоря, оставалась достаточно крупная ниша для злоупотреблений. С 1 января 2011 года начал свою работу единый российский портал, который объединил в себе все госзакупки страны независимо от того, откуда заказчик. Для предпринимателей это очень важно – теперь каждый имеет возможность выбирать и участвовать в электронных торгах по различным заказам. Для проведения торгов выделено 4 площадки в Москве и 1 в Татарстане – это позволит упростить и удешевить само размещение заказа, а также позволит более четко и оперативно отслеживать нужные заказы. Интересно то, что заказчик даже не знает тех, кто участвует в конкурсе – информация об участниках раскрывается лишь после проведения торгов, что лишает возможности давления на конкурентов или сговора. Контролируется электронный аукцион Федеральной антимонопольной службой (ФАС), а вскоре будет внедрен независимый регистратор, который будет фиксировать все действия заказчиков и участников, принимать жалобы сторон и оперативно на них реагировать. Это своего рода арбитражный инструмент. У заказчика появится возможность использовать типовые и централизованные требования к заказам, куда можно будет вставлять свои требования по стоимости, качеству и количеству, а конкурсантам не придется ломать голову над некорректным заказом. |