Строительные организации, осуществляющие возведение зданий и сооружений средней и большой этажности, должны предусматривать наличие в них пассажирских и грузовых лифтов (в идеале). При этом обязанности застройщика не ограничиваются только установкой лифта для комфортной транспортировки людей и грузов – он должен обеспечить и обслуживание такого оборудования. Лифтовое оборудование является технически сложным, поэтому подвержено риску поломок и нарушений работы его отдельных частей и механизмов. В жилых домах на лифты приходится большая нагрузка, поскольку ими пользуются жильцы всех этажей высотного многоквартирного дома. Иногда жители домов пренебрегают требованием соблюдать правила безопасности перевозки и перегружают лифт, у которого есть свой предел грузоподъёмности. К тому же, нередки случаи, когда в пассажирском лифте жильцы перевозят строительные материалы, бытовую технику и прочие тяжёлые предметы, что противоречит его функциональному назначению и повышает риски выхода из строя. Для того чтобы лифт всегда был в рабочем состоянии и не представлял угрозы для жизни, необходимо производить профессиональное обслуживание лифтов. Об обслуживании лифтового оборудования должен позаботиться сам застройщик, поскольку именно он позиционирует свой дом как «товар, готовый к употреблению». Иными словами, реализуя квартиры населению, строительная компания должна выполнять свои обязательства не только в части строительства квартир, но и помещения общего пользования, к которому принадлежит и лифтовое хозяйство. При этом застройщика есть несколько вариантов решения вопроса обслуживания лифтового оборудования - он либо производит регулярный текущий и капитальный ремонт пассажирских и грузовых лифтов, установленных в доме, своими силами, либо же привлекает для этого специалистов со стороны. Во втором случае, как правило, эти задачи возлагаются на специализированные обслуживающие организации, с которыми застройщик должен предусмотрительно заключить договор, предварительно убедившись, что они обслуживают данный вид лифтового оборудования (конкретная марка, модель, производитель и комплектация). Таким образом, обязанности по обслуживанию лифтового хозяйства многоквартирного жилого дома лежат на строительной компании, которая может как осуществлять профилактические текущие и капитальные ремонты оборудования с привлечением собственных специалистов, так и обращаться в специализированные организации. Рабочее состояние лифтов включено в квартирную плату, которую жильцы регулярно перечисляют на счета ЖЭКа или частной обслуживающей организации, за которой прикреплён дом. |