Cтроительство, ремонт, строительные компании

28.02 Электросталеплавильный способ  >>

28.02 Мартеновский способ изготовления стали  >>

28.02 Кислородно-конвертерный способ производства стали  >>

 







Строительные статьи и публикации




Венецианская штукатурка (21 Марта 2013)
Отделочные материалы


Венецианскими штукатурками сегодня называют множество разнообразных покрытий. Однако не все из них являются таковыми. Нужно уметь отличить традиционный материал, который секретами своей рецептуры уходит в прошлое, от его современных двойников. Здесь важна технология создания.

Есть основания полагать, что состав венецианской штукатурки и технику ее нанесения изобрели еще в античном Риме. Мрамор, который тогда являлся одним из самых распространенных строительных материалов, пилили, затем обтесывали и полировали, а также мололи. При этом оставались отходы, имевшие вид мраморной пыли. Кто первым догадался смешать мраморную пыль с известью и растительными красителями, чтобы нанести, прессуя, получившуюся массу на стену в несколько слоев, неизвестно. Сохранился лишь результат в виде бесшовного тонкослойного мрамора.

Кроме мраморной пыли, также использовались мелко перемолотые камни, относящиеся к другим благородным породам. Новый отделочный материал обладал богатыми декоративными возможностями и привлекал своей технологичностью. Хотя техника нанесения была непростой, но все же более легкой, чем перетаскивание, обтесывание и полировка каменных глыб. К тому же, некоторые поверхности выложить мрамором было невозможно, а вот нанести тонкослойную штукатурку не представляло особого труда. Наконец, материал этот чрезвычайно устойчив к воздействиям влаги и температуры. Вероятно, именно это свойство сыграло основную роль в том, что через несколько тысяч лет, когда наступила эпоха Ренессанса, эта штукатурка была возрождена венецианскими мастерами.

Расположенный на 118 островах город отличался переменчивой температурой и высокой влажностью, которую приносил порывистый морской ветер. Но даже в таких условиях облицованные минеральной штукатуркой фасады долгое время сохраняли первоначальный вид. Еще более долговечной была отделка интерьеров. Во Дворце дожей, который начал строиться еще в IX веке, по сей день можно убедиться в том, что декоративная штукатурка полностью сохранилась, хотя и потеряла свой цвет.

Название города, где возродилась технология, легло в основу ее названия - stucco veneziano. В переводе с итальянского это означает «венецианская штукатурка».

Состав

Античная технология дожила до наших дней. Традиционная, настоящая венецианская штукатурка отличается от ее имитаций, конечно же, по составу. Пропорции могут изменяться, а основные компоненты остаются прежними.

Во-первых, это каменная пыль - гранитная, мраморная, известковая, малахитовая, кварцевая, оникса или иных ценных пород камня. В одной смеси иногда используются комбинации из нескольких молотых камней. Важнейший момент - степень помола, поскольку именно от него зависят декоративные качества покрытия. Для создания тонкого и воздушного рисунка нужна мельчайшая пыль. Чем она крупнее, тем ближе будет рисунок к фактуре тесаного камня. Современное оборудование дает возможность размалывать камень чуть ли не на молекулярном уровне, а потому художественные возможности венецианской штукатурки поистине безграничны. К тому же нужно помнить: этот материал не имитирует, а воссоздает настоящую минеральную поверхность.

Вторым компонентом является связующее вещество. В традиционной технологии - это гидрооксид кальция, более известный как гашеная известь. При взаимодействии извести с каменной пылью происходит реакция карбонизации, дающая в результате густую смесь консистенции сметаны - собственно штукатурку. Известь делает покрытие прочным. Оно обладает способностью как поглощать, так и отдавать влагу, не ухудшая при этом качества. По этой причине многие марки «венецианок» используются для внешней отделки. В самых оригинальных рецептурах предусмотрено использование специальной болотной извести, которая более 20 лет выстаивается в ямах и лишь потом применяется в качестве связующего вещества. Нередко известь дополняют небольшим количеством акриловых смол, а также других полимерных связующих. Это нарушение традиции значительно удешевляет покрытие и упрощает труд штукатура.

В качестве еще одной составляющей в венецианскую штукатурку входят пигменты - органические или неорганические красители. Натуральные, тщательно перемолотые, пигменты не омыливаются, приобретая скользковатый вид, и не желтеют под воздействием ультрафиолетовых лучей. Не боятся солнечных лучей и высококачественные синтетические красители. Печать времени также их коснется не скоро.

Иногда отличить по внешнему виду настоящую минеральную штукатурку от состава, содержащего некоторый процент синтетических наполнителей, бывает непросто. Специалисты убеждены, что только подлинная венецианская штукатурка может передать оптические свойства, которыми обладает полированный мрамор: его неповторимый блеск, игру тонких и интенсивных оттенков, создающую причудливая вязь прожилок, и глубинное свечение камня. Чаще всего покрытие содержит несколько оттенков одного цвета, однако при желании можно воплотить практически любое цветовое решение - золотистый блеск, контрастные цвета, геометрические узоры, пятна, налет патины, эффект полета бабочки и многое другое.

Заключительным элементом является воск. Он наносится на верхний слой покрытий, которые используются в интерьерах. Воск выполняет несколько функций. Во-первых, он призван защитить штукатурку от влаги и грязи: вода, попавшая на поверхность «венецианки», скатывается с нее. По этой причине штукатурку, покрытую воском, можно использовать даже в бассейнах и ванных комнатах. На незащищенном покрытии вода оставляет пятна. Во-вторых, воск агрессивно проникает внутрь слоев, тем самым усиливая сочность, глубину и блеск цвета штукатурки. При этом, однако, нужно учесть, что в традиционной технологии, глянцевый оттенок достигается за счет ручного запрессовывания. Воск выступает в качестве вспомогательного средства. Основная роль при создании светящейся поверхности ему отводится только в имитационной технологии. Воск бывает разным: не только натуральным пчелиным, но и акриловым. Последний имеет отличные физико-механические свойства, но на поверхность ложится не так гладко и не дает такой сочности тонов и блеска. Воск бывает цветным и прозрачным, а также матовым и глянцевым.

Где применять?

Как уже было сказано, есть венецианские штукатурки для внутренних работ и универсальные. В нашей стране более суровый климат, чем в Италии, поэтому облицовка фасадов производится особыми кальцинированными (известковыми) составами, исключающими восковое покрытие. Хотя извести не страшны косые дожди, снегопады и морозы, постоянное воздействие покрытия с водой или снегом (поток, который льется прямо на стену с крыши, или сугроб, закрывший нижнюю часть фасада) вызовет непоправимые дефекты. Внутри дома какие-либо ограничения по использованию «венецианки» отсутствуют. Исключение составляют места, где возможны механические повреждения. При сильном желании штукатурку можно поцарапать, после чего поврежденное покрытие невозможно будет восстановить.

Декоративную штукатурку можно наносить на практически любую поверхность, лишь бы материал выдержал нагрузку. Не стоит покрывать ею деревянные стены, потому что дерево дышит, в результате этого на неэластичной штукатурке появятся трещины. Некоторые фирмы предлагают использовать специальные грунты для заполнения пор древесины. Этот вариант нужно отложить на крайний случай и не рисковать дорогим материалом. Неизбежны трещины после нанесения на металл, который имеет высокий коэффициент линейного расширения: Потенциальную проблему представляют места, где стыкуются поверхности, имеющие различный коэффициент поглощения влаги, так как они будут высыхать с разной интенсивностью, если резко включить отопительные приборы.

Чтобы избежать появления трещин, штукатурку следует наносить на тщательно подготовленное основание. Сначала для прочности поверхность обычно армируют мелко- или крупноячеистыми сетками, после этого проводят обработку эластичной шпатлевкой. Малейшая неровность основания сразу проявится на поверхности штукатурки, а потому основание должно быть идеально выровнено шпатлевкой. Затем, как правило, поверхность покрывают грунтом глубокого проникновения, при необходимости - в несколько слоев. Грунт обеспечит сцепляемость (адгезию) штукатурки с основанием. Это даст уверенность в том, что штукатурка не будет отслаиваться от стены. Как и другие компоненты покрытия, грунт может иметь акриловую или минеральную основу.

В результате основание должно быть максимально гладким, неабсорбирующим и однотонным. Дальше начинается самое главное...

Нанесение

Классическая венецианская штукатурка, кроме строго определенного состава, предполагает сложную технику нанесения. Прежде всего, покрытие наносится в несколько очень тонких полупрозрачных слоев. Количество слоев может быть от 2 до 10. Чем больше слоев нанесено, тем явственнее свечение штукатурки. Такой оптический эффект создается световыми лучами, которые отражаются на разной глубине в соответствии с углом падения. Именно глубинное свечение производит впечатление полированного мрамора.

Техника нанесения обязательно включает в себя запрессовывание (заглаживание) каждого слоя вручную с помощью шпателя, полутерки и терки. Это исключительно трудоемкий процесс. Выглаживать каждый слой нужно до получения абсолютно гладкой, ровной и глянцевой поверхности. Многослойный сандвич, состоящий из мраморной пыли, связующего компонента и красителей, должен быть спрессован до толщины приблизительно в 1 мм. На обработку 1 м2 одного слоя у мастера уходит до 50 минут. Усилий в этом процессе прикладывается столько, что стена и инструмент нагреваются. Для большей гладкости каждый слой по всей поверхности зачищается наждачной бумагой.

Штукатуру необходимы особые навыки. Если в каком-то месте нанести слишком много материала, при нанесении следующего слоя поверхность может начать шелушиться.
А венецианка штукатурка - такой материал, который заплатками исправить невозможно.

Незаурядная физическая сила, навыки и терпение – это лишь неполный перечень требований, которые предъявляются к мастеру. У штукатура должен быть талант художника, поскольку окончательный рисунок получается при нанесении мазков последующего слоя на каждый предыдущий. Мазки наносятся с промежутками и несимметрично, но мастер должен отчетливо представлять, как будет выглядеть конечный результат.

Некоторые техники, такие, как классическая фресковая роспись, которая делается по мокрой минеральной штукатурке, подвластны только профессиональным художникам. Стена при этом становится подобием акварельной бумаги. Чтобы поверхность получилась рыхлой и впитывала краситель, штукатурный состав наносится в несколько слоев. На стену нужно уложить строго определенное количество материала - 1,5 кг. Если материала нанести меньше, краска не будет впитываться. После проведенной подготовки художник может начинать роспись. Фреска создается наложением не одного слоя, а многих. Зная, какой цвет должен получиться в итоге, мастер работает с его составляющими. Так, постепенно, от светлого к темному, на стене художник создает настоящее произведение искусства. Сочетание таланта художника и совершенной технологии формирует эксклюзивный дизайн помещения.

Отдельные декоративные эффекты требуют меньших усилий. Например, первый слой в некоторых местах можно накрыть узорчатым трафаретом, а затем нанести на него более светлый или темный слой штукатурки, чтобы получился контрастный орнамент. Интенсивно просушив штукатурку строительными фенами, можно получить эффект поверхности, состарившейся под гнетом столетий.

Особые требования при работе с «венецианкой» предъявляются к инструменту мастера. Шпатели, полутерки и терки непременно должны быть изготовлены из кованой и полированной нержавеющей стали. Здесь нет никакого преувеличения. Если штукатурку интенсивно натирать обычной сталью, на ней будут оставаться мельчайшие металлические частицы, отколотые твердыми песчинками мрамора. В результате на покрытии от таких частиц останутся грязные полосы.

Для каждой марки штукатурки ее производитель определяет температуру, при которой она должна наноситься. Как правило, этот диапазон составляет от +5 до +35 оС. Однако следует учесть, что в слишком сухом и теплом помещении, где штукатурка будет быстро сохнуть, процесс карбонизации пойдет не лучшим образом.

Эксплуатация готового покрытия никаких затрат не требует. Оно долговечно и неприхотливо. Поверхность, покрытую воском, не следует мыть, используя абразивные вещества. Лучше всего протереть ее чуть влажной губкой. В помещениях, отличающихся повышенной влажностью, каждые 1 - 2 года следует обновлять слой воска.

Эрзац-штукатурки

В заключение нужно сказать о технологиях, которые имитируют венецианскую штукатурку. «Псевдовенецианки» отличаются не только составом, но и способом нанесения. Как правило, это покрытия, изготовленные на дисперсионной и акриловой основе. На мрамор пытаются быть похожими также обычные отделочные краски, которые образуют глянцевую поверхность. «Псевдовенецианки» могут иметь большую морозо- и износостойкость и быть более прочными, чем штукатурки, изготовленные на минеральной основе. Они довольно устойчивы к ультрафиолетовым лучам, а также легко отмываются от грязи. Их симпатичный внешний вид дополняется широкой цветовой гаммой. Процесс их нанесения не требует множества слоев с последующим трудоемким заглаживанием. Но самое главное – стоят они дешевле.

Если приглядеться к ним внимательнее, то можно заметить отсутствие глубинного свечения и характерного для мрамора блеска. Нет игры тени и света, полупрозрачности, сквозь которую видна причудливая вязь прожилок. Она не сохраняет почерка мастера. В ней не чувствуется благородства классики, дыхания старины и красоты эпохи Ренессанса. Чтобы все это открылось ценителю, нужно украсить стены подлинной венецианской штукатуркой.
 

Просмотров: 1392
 


  Вход в систему:

 
 
 Запомнить  
Забыли пароль?

Добавьте Вашу компанию в каталог

   Полезные ссылки
Поиск:





Строительный портал Stroy-firms.ru

Рейтинги!






Написать письмо

© 2007-2024 STROY-FIRMS.RU


Строительный портал «Строительная отрасль России»:    Каталог строительных компаний и поставщиков стройматериалов  Строительная доска объявлений  Новости строительства и строительного рынка  Тематические статьи и публикации  |  Библиотека строителя  |  Реклама на портале  |  Наши партнеры  |  Строительный справочный каталог  |  О проекте  |  Кронирование деревьев  |